Полет на «табуретке»

Полет на «табуретке»
24.07.2015
Автор: Андрей ДРЕМИЗОВ
Фото: Сергей ШМУНЬ

Если захотеть адреналина, то проблем быть не должно: современная действительность предоставляет массу возможностей. Одна из них — полет на мотоплане. Просто садишься в кресло пассажира — и… И с этого момента ты уже ничем не управляешь — вот в этом-то как раз и проблема…

Тульский дельтаплан

35 лет назад туляки увидели в небе два крыла: первый дельтаплан принадлежал группе инженеров Тульского оружейного завода, а второй — инженеру-энтузиасту Вячеславу Полозову. Так в Тульской области началась эра сверхлегкой авиации. Уже в 1986 году туляки отличились, взяв «серебро» на первенстве Центральной зоны (сейчас скажут «ЦФО»), а спустя год победителем зоны стал Валентин Морозов, инженер ТОЗа. Победу Валентин одержал на дельтаплане собственной конструкции — «Ф-3».

Старейшина Тульской федерации спорта сверхлегкой авиации Владимир Удалинкин тоже сам строит «крылья» для мотодельтапланов и отлично помнит те времена:

— В конце 1976 года мне, 13-летнему подростку, в руки попал номер журнала «Техника молодежи» с чертежами дельтаплана. Мы с пацанами пытались его собрать. Не получилось, конечно, ничего… В те годы что-то из материалов достать было настоящей проблемой, и мы из водопроводных труб сделали каркас, но из чего сделать крыло? В общем, тотальный дефицит нам взлететь не позволил. Помню, при машзаводе был клуб мотопланеристов. Летали они на мотопланах собственной конструкции, приспосабливая мотоциклетные движки в качестве тяги. Понятное дело, «самоделки» в небе долго не продержались — и этот спорт пришел в упадок.

Пять минут страха

Не только летчик мечтает летать — такие мечты свойственны многим людям. Кто-то становится летчиком, кто-то — пассажиром, а кто-то строит мотоплан, как это сделал Владимир Удалинкин:

— Так уж получилось, что утолить жажду полета (иначе это не назовешь) мне удалось только в зрелые годы. В 1999 году я вдруг понял: пора! И сел за изготовление своего крыла — это основа дельталета. С тех пор я сделал несколько крыльев собственной конструкции и собрал несколько мотопланов, на одном из них летаю сам.

Мотоплан — трубчатая рама с одним или двумя (бывают и трехместные) креслами, с мотором позади и крылом сверху. Конструкция выглядит как идеальный вариант для тех, кто решил красиво покончить с жизнью. Если самолет «Ан-2» некогда пренебрежительно называли «летающей этажеркой», то это — «летающая табуретка»…

Оказалось, что надежнее этой «табуретки» не придумать: мотоплан не склонен к переворачиваниям, а планирует как дельтаплан, от которого отличается лишь наличием двигателя.

Пилот может взять пассажира весом до 130–140 кило. И летчик, и его пассажир во время полета надежно пристегнуты. На экстренный случай каждый аппарат снабжен спасательной системой: пиропатрон выстреливает парашют, который держит всю конструкцию. Пилоты говорят, что у новичков страх длится первые три — пять минут полета, потом отпускает…

Воздушная тревога

В Тульской федерации сверхлегкой авиации состоит 20 человек, из них семеро имеют сертификаты пилотов. У председателя федерации Ивана Ильина 700 часов налета.

— Неужели никогда двигатель не отказывал? — спрашиваю его.

— Конечно, отказывал! Но каждый пилот к таким ситуациям готов. Несколько лет назад пролетаю над Косой Горой и слышу за спиной характерный хлопок и — тишина… Разорвало поршень, и шатуном пробило блок цилиндров. Все масло — наружу, и двигатель заклинил!

Смысла пугаться нет: если ты один, то и надежда только на себя. Паника только время крадет. «Безмоторная посадка» — основное упражнение у мотопланеристов, и я его успешно отработал, сев на грунтовую дорожку у «Метро»!

С мотоплана даже сбрасывают парашютистов — только здесь требуется профессионализм. И не только от парашютиста. Иван Ильин — бывший десантник, поэтому не удержался и прыгнул с мотоплана. Прыжок прошел успешно, а вот дальнейший полет…

— Десантирование с мотоплана — тема особая. Пилот должен набрать нужную высоту и заглушить движок, чтобы лопастями не зацепить купол. Пилотом тогда был Александр Чуприн — он все сделал правильно. Вот только высоту-то он сбросил, а движок успел остыть и не завелся! Пришлось планировать на первую попавшуюся площадку, а ею оказалось болото! Посадка была мягкой, а вот мотоплан остался без крыла.

Пилот Владимир Удалинкин тоже прекрасно помнит свою аварийную посадку:

— 2007 год. Воздухоплаватели у деревни Прудное заканчивали сезон — у «Метро» поднимались воздушные шары. Погода была отличная, и в Прудном я ни разу не был вот и решил слетать. Весь полет меня не покидало чувство тревоги: я точно знал, что что-то случится. И случилось! Над Масловской горой на высоте 200 метров движок заглох. Я дотянул до лужайки, пролетев прямо над линиями электропередач,— случись авария чуть раньше, и я бы оказался на проводах!

Крылатая помощь

Мотоплан имеет огромное практическое значение: мониторинг трубопроводов, паводков и пожаров, поиск пропавших людей, обработка полей с воздуха и аэросъемка. За час пребывания в воздухе машина израсходует 10 литров 95-го бензина и преодолеет за это время до ста и более километров — дешевле не бывает! Есть у мотоплана и боевое предназначение. Десантник Иван Ильин вспоминает:

— В 2014 году были российско-сербские учения в Сербии — «СРЕМ 2014». Наша дивизия принимала в них участие. Задачей контртеррористических учений была отработка «быстрых и всеобъемлющих действий с земли и воздуха». С воздуха действовали и мотопланы. Меня с напарником-автоматчиком посадили на боевой мотоплан: справа и слева от пилота — два крупнокалиберных пулемета и гранаты. Приказ был обнаружить дислокацию боевиков, сообщить об этом основным силам и уничтожить блокпост террористов. Мы вышли на высоту 3500 метров, где мотора не слышно, заглушили двигатель и планировали около 30 километров… У «блокпоста» мы появились так неожиданно, что условный противник был застигнут врасплох! Бреющий полет на дельталете — это метр высоты — ни один радар не возьмет.

«От винта!»

Мы долго ждали погоды: с востока надвигалась туча, неся перед собой 30-километровую зону с порывистым ветром. Пилоты считают, что излишняя «болтанка» лишает пассажира удовольствия, поэтому экскурсии устраивают только при спокойной погоде. Через полтора часа ветер затихает, и из первого полета возвращается девушка: на лице неописуемый восторг! Девушку зовут Медея:

— Это супер!!! Сначала страшновато, а потом… Что потом — словами не описать! Меня даже слегка покачивает от восторга…

Пассажиры у пилотов закончились — сейчас моя очередь. Мой пилот — Андрей Панин. Полный тезка известного актера интересуется, здорово ли мое сердце, боюсь ли я высоты и не тошнит ли меня. Это стандартная процедура. Мне объясняют, за какие поручни держаться можно, а за какие — нет (там проходят тросики управления), и пристегивают к креслу. Двигатель оглушает меня, мы легко отрываемся от земли и летим прямо на закат. Ветер треплет джинсы с такой силой, будто они из бумаги. До земли — метров 300, и страх пока сильнее восторга. Когда поднимаемся до 500, пилот закладывает вираж: небо переворачивается, руки сами судорожно цепляются за поручни, а сердце уходит в пятки и бьется там до конца полета… «Предупреждать надо!» — кричу я пилоту, но он не слышит. На этом сюрпризы не заканчиваются: Панин вдруг глушит двигатель и раскидывает руки, изображая птицу! До меня доходит, что можно не держаться: я же привязан к креслу и теперь могу фотографировать… Посадка была мягкой. Я поймал себя на мысли, что расставаться с мотопланом не хочу…

Циркуль Щеколдина (Был случай)

В данный момент наши мотопланеристы готовятся к чемпионату Европы, который пройдет в Польше. Выступают россияне достойно, учитывая их невысокий, по сравнению с европейским, уровень техники. Но порой спортсменам помогает смекалка. Иван Ильин вспоминает:

— На прошлом чемпионате Европы наш спортсмен на одноместном дельталете не смог уложиться в стометровую зону и, чтобы погасить скорость, резко развернул машину — получился «полицейский разворот»! Европейские судьи в шоке: «Что это?!» А россияне поясняют:

«Это же классика: „Циркуль Щеколдина“. Вы разве не знаете?!» Европейцы посадку засчитали — они не поняли, что Щеколдин — всего-навсего фамилия пилота «провинившегося» дельталета и что капитан команды, чтобы не потерять очки, просто ляпнул первое, что пришло ему на ум!

Где полетать на мотоплане

Тула, ул. Чмутова, д. 158-а. Тел. 8–920-772-77-17. Время: с 12.00 до 18.00.

Полеты зависят от погодных условий.

Летать могут все, кроме детей до 14 лет и людей, которым это противопоказано (например, беременным женщинам из-за вибрации и шума летать не рекомендуется).


0


Теги: Тула, репортерский перекресток, общество, увлечения, авиация, полет, мотоплан, Владимир Удалинкин

Возврат к списку

Оцените материал:  
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:



Новости наших партнеров

Добавить в Яндекс
«      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
«   2017  

Мы ВКонтакте
Опрос

Модуль опросов не установлен.

Мы на Facebook

Наш QR - код
        QR - код
Наверх