Черная шляпа пуста

Черная шляпа пуста
14.07.2015
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ, Екатерина СОКОЛ
Фото: Сергей ШМУНЬ, Екатерина СОКОЛ и с сайта музея-усадьбы «Ясная Поляна»

Интерактивный театр и современная поэзия, музыкальные эксперименты и культурологические лекции — в музее-заповеднике «Ясная Поляна» вновь зацвел «Сад гениев».

Никто не мог предполагать, что в самой середине июля погода будет столько непредсказуемой и неподходящей для арт-фестиваля под открытым небом. Иногда из-за начинающегося дождя организаторам приходилось вносить коррективы в программу и переносить концерт или спектакль с территории усадьбы в Яснополянский Дом культуры. Конечно, в этом были минусы: зрительный зал ДК маленький, мест хватало далеко не всем. Но главное — ничем невозможно заменить удивительную, неповторимую атмосферу вечерней толстовской усадьбы, где даже воздух особый и время течет по-другому.

Стартовал шестой международный арт-фестиваль «Сад гениев» в минувший четверг. Первыми свои работы показали участники творческой лаборатории Театра Наций. Это проект, цель которого — помочь российским провинциальным театрам преодолеть свою провинциальность, раздвинуть привычные рамки и погрузиться в стихию эксперимента. В работе лаборатории принимали участие театр драмы и комедии «Фэст» (Мытищи, Московская область), драматический театр «Бенефис» (Елец, Липецкая область) и театр драмы и кукол «Святая крепость» (Выборг, Ленинградская область). Результатом этой работы стали эскизы трех спектаклей, которые представили известные театральные режиссеры по пьесам молодых драматургов, написанных по текстам Толстого. Кирилл Сбитнев поставил пьесу «Конечная остановка» Юлии Яковлевой, Иван Орлов — «Отрочество» Ярославы Пулинович, Александр Огарев — «Алексей Каренин» Василия Сигарева. Приглашение поработать в творческой лаборатории, как рассказали организаторы, получил и один из тульских театров, но, к сожалению, отказался.

— Эскиз — это еще не спектакль, он только готовится стать им,— говорит зрителям арт-директор лаборатории Олег Лоевский перед началом спектакля «Отрочество» мытищенского театра «ФЭСТ».— И сегодня все присутствующие смогут проголосовать «за» или «против» продолжения работы над спектаклем….

На импровизированной сцене полное отсутствие декораций, за исключением пианино, склеенного из картонных коробок. Здесь все необычно: вместо декорации — коробки, вместо сцены — живой ландшафт, вместо музыки толстовской эпохи — хиты группы Radiohead. И погода будто подчиняется воле режиссера: солнце уходит за тучи именно в тот момент, когда юный Николенька теряет мать. А в момент кульминации спектакля раздаются раскаты грома, и надвигается ливень…

Ротонда опустела, зрители разошлись. На столе около выхода лежат две большие шляпы, рядом с ними — две стопки нарезанных бумажек с вариантами ответов: «Продолжить работу» и «Забыть, как страшный сон». Белая шляпа «за» заполнена бумажками, черная — абсолютно пуста…

Даже если бы гостям фестиваля предложили проголосовать за каждый из концертов, спектаклей или выставочных проектов насыщенной программы фестиваля, черная шляпа, скорее всего, так и осталась бы пустой. Здесь все интересно, талантливо и неожиданно.

Прекрасное атмосферное выступление популярного поэта Веры Полозковой, ирландские баллады дуэта Шинед Мерфи — Дарина Галлахер, творческая встреча с замечательной актрисой Ириной Скобцевой, концерт камерного оркестра «Коллегиум Музикум», проект «Активного театра» спектакль «Толстого нет», заставивший присутствующих забыть о границе между сценой и зрительным залом… Две выставки, посвященные 200-летнему юбилею М. Ю. Лермонтова. В доме Волконского разместилась экспозиция работ художника Юрия Косаговского, работающего в стиле «рондизм». В ДК «Ясная Поляна» — графика в технике «рваная бумага» Людмилы Григорьевой-Семятицкой.

Огромный интерес у посетителей вызывает лекционная часть фестивальной программы. Неудивительно: организаторы пригласили в Ясную Поляну интереснейших и ярких людей: литератора Ольгу Седакову, доктора искусствоведения Раису Кирсанову, кинокритика Антона Долина, писателя, поэта, журналиста Дмитрия Быкова.

Большая часть лекций проходила в ДК, за исключением лекции Дмитрия Быкова «Анна Каренина» как политический роман»: число желающих на нее попасть было слишком велико для зала Дома культуры.

Воскресный вечер. Сцена, построенная на территории усадьбы, защищена полиэтиленом, напротив — импровизированный амфитеатр со стульями для зрителей. К счастью, на этот раз с погодой повезло, и дождь не помешал Быкову рассказать о своем понимании романа Л. Н. Толстого.

— Огромная честь и серьезный риск здесь, непосредственно «в присутствии автора», объяснять ему и всем остальным, что он имел в виду… «Анна Каренина» — самый непрочитанный роман Толстого, в особенности на его родине,— начинает свой рассказ Дмитрий Львович.

Подробное интервью Дмитрия Быкова — в «Молодом коммунаре» в пятницу.

0


Теги: Тула, Тульская область, Ясная Поляна, культура, арт-фестиваль, Сад гениев, театр, лекции, Дмитрий Быков, активный театр, Вера Полозкова, ирландские баллады, Шинед Мерфи, Дарина Галлахер, творческая встреча, Ирина Скобцева

Возврат к списку

Оцените материал:  
(Нет голосов)

Материалы по теме:



Новости наших партнеров

Добавить в Яндекс
«      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
«   2017  

Мы ВКонтакте
Опрос

Модуль опросов не установлен.

Мы на Facebook

Наш QR - код
        QR - код
Наверх