Логистика войны

Логистика войны
24.04.2015
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: из архивов Тульского региона МЖД

Эвакуация оборонных предприятий и гражданского населения, перевозка грузов под бомбежками, восстановление разрушенных путей, обеспечение фронта — в годы Великой Отечественной войны тульские железнодорожники ежедневно выполняли сложнейшую, стратегически важную работу.

Погрузка в темноте

Они трудились самоотверженно, не считаясь со временем и усталостью,— ведь с первых дней войны именно на железную дорогу легла ответственность за страшную логистику войны. Тульские железнодорожники обязаны были как можно быстрее пропускать поезда с живой силой и воинскими грузами, движущиеся на фронт; обеспечивать вывоз с фронта раненых, а из прифронтовых областей — промышленное оборудование и эвакуированных людей. Благодаря невероятным усилиям система работала как часы, несмотря на то, что враг приближался к Туле,— станции, перегоны, поезда регулярно подвергались бомбежкам с воздуха. Особенно активно бомбили станции Горбачево, Скуратово, Чернь и Белев. Здесь от частых налетов не осталось ни одной постройки — только пути и стрелки. Но станции действовали: принимали поезда на фронт и обратно.

Перед железнодорожниками была поставлена еще одна важнейшая задача: обеспечить сохранность и вывоз из города оборудования тульских предприятий, прежде всего — оборонных. Погрузку оборудования проводили вечером и ночью при абсолютной светомаскировке, запрещалось включать даже карманные фонарики. С начала ноября места погрузки фашисты стали обстреливать из минометов, тульские рабочие гибли… По норме мирного времени загрузка двухосного вагона должна продолжаться 2 часа, в эти же дни вагоны загружались за 25–30 минут…

И труженики, и бойцы

В начале декабря наши войска перешли в наступление, и вслед за ними отправились железнодорожные части и восстановительные отряды. Первыми двинулись из-под Ожерелья и Павелецка узловчане, затем отряды путейцев и связистов на Яснополянском и Щекинском направлениях, а от станции Плеханово началось восстановление линий на Черепеть и Алексин.

Последствия пребывания немецких войск и жестоких сражений на территории Тульской области для железнодорожного хозяйства оказались разрушительными. Пострадали 50 станций, в том числе крупные — Узловая, Волово, Горбачево, Белев, Калуга. Были разрушены 22 паровозных и вагонных депо, 27 водокачек и 16 станционных водопроводов. Взорвано более 55 железнодорожных мостов, труб и путепроводов. Тульские железнодорожники работали практически круглосуточно, чтобы в кратчайшие сроки восстановить движение поездов.

В конце 1941 года отделения, расположенные в области — Тульское, Белевское, Сталиногорское, Узловское,— были переименованы в военно-эксплуатационные (ВЭО). Военные железнодорожники стали и тружениками, и бойцами одновременно. В области формировались эшелоны, укомплектованные специалистами-железнодорожниками,— они шли за фронтом, восстанавливая пути, ремонтируя инфраструктуру, налаживая движение.

Однажды в феврале 1943 года снегоочиститель с инженерами, техниками и мастерами тульского ВЭО-14 отправили чистить колею на перегоне Чернь — Бастыево. Немцы его быстро обнаружили, начался артиллерийский обстрел. Снегоочиститель не остановился, несмотря на падающие по бокам полотна снаряды,— и выполнил свою работу…

За себя — и за тех, кто воюет

С самого начала войны многие из тульских железнодорожников были мобилизованы на фронт (приказ И. Сталина о возвращении всех работников железных дорог на прежние места работы вышел только в 1943 г. ). Оставшиеся трудились и за себя, и за тех, кто воюет, перевыполняя план на 200–300%. Люди овладевали смежными профессиями, инженеры выполняли обязанности рабочих, машинисты управляли паровозами без помощников, сами, на ходу загружая в топку уголь.

В 1942 году на железную дорогу приходят молодые туляки — они заменили в кабинах паровозов своих отцов и братьев. Имя одной из представительниц «военного призыва», Валентины Рыбальченко, вошло в легенду. Однажды она вела состав с людьми и боевой техникой из Белева в Тулу. На одном из участков эшелон начали бомбить фашистские самолеты. Умело маневрируя, Валентина несколько раз выходила из-под удара, но осколком все-таки пробило котел паровоза. Окутанный паром, теряя скорость, поезд продолжал идти. Люди и техника были спасены. И только после того, как самолеты улетели, девушка почувствовала, что ранена и потеряла много крови. За этот подвиг В. Рыбальченко была награждена орденом Ленина.

Награды за трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны получили десятки тульских железнодорожников. Двоим из них — старшему механику Скуратовской дистанционной связи И. И. Евсееву и старшему машинисту Белевского локомотивного депо И. И. Ефимову — Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1942 году было присвоено звание Героя социалистического труда.

Сто имен, сто судеб

Железная дорога для тех, кто на ней трудится,— больше чем работа. Не случайно именно в этой сфере так много профессиональных династий. И память о подвиге железнодорожников в военные годы у сегодняшних работников Тульского региона Московской железной дороги — особая, очень личная.

— Каждый юбилей Победы мы отмечаем масштабными акциями,— рассказывает заместитель председателя Дорпрофжел Московской железной дороги по Тульскому региону Борис Парамонов.— Десять лет назад, к 60-летию Победы, у ДКЖ благоустроили сквер и установили стелу в честь железнодорожников — участников Великой Отечественной войны. Пять лет назад на станции Чернь открыли мемориал Славы, посвященный экипажам бронепоездов,— с бронепоездом «За Родину!», символизирующим поезда, воевавшие на тульской земле.

К 70-летию Победы 6 мая на станции Тула-1 откроется новый мемориальный комплекс с памятником героическим защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной войны и легендарным бронепоездом «Туляк», который был создан на различных железнодорожных предприятиях Тульского региона. Тогда, в годы войны, этот бронепоезд создавался на деньги тульских железнодорожников. Все эти мемориалы мы строим так же, всем миром: люди жертвуют кто сколько может, в сборе средств участвуют даже наши ветераны…

О своих ветеранах Тульский регион МЖД помнит, заботится — и считает очень важным рассказывать о них молодежи. Каждый год накануне 9 мая в праздничное путешествие отправляются тульские Поезда памяти Тула — Белев и Тула — Чернь. Они останавливаются на станциях, где есть военные памятники и захоронения, на каждой из них проводятся митинги с непременным участием местных школьников. Всего под опекой Тульского региона МЖД 10 братских захоронений, 4 одиночные могилы, 10 памятников, 12 мемориальных досок и 7 памятников — паровозов.

И еще об одной акции, посвященной 70-летию Победы. В праздничные дни имена и фотографии тульских ветеранов-железнодорожников будут демонстрироваться на видеомониторах, установленных во всех 12 железнодорожных предприятиях региона. Это около 50 участников боевых действий и столько же участников спецформирований НКПС (народного комиссариата путей сообщения). Сто имен — сто судеб удивительных людей, заслуживающих бесконечного уважения и благодарности…

Материалы по теме:

 «Буду бить врага по-тульски»

«Панцирь-С1» тульского КБП бразильцы используют для охраны Олимпиады 

А. Г. Шипунов о Великой Отечественной войне и нашей Победе. Часть 2 

А. Г. Шипунов о Великой Отечественной войне и нашей Победе 

Как энергетики Тулу защищали 

ТОЗ как семейная судьба 

Их помнят, ими гордятся

«Новая Тула» - ТуКЗ: от минометов до комбайнов 

«Командирша» с «Корнетом»

Главный экзамен сдали с честью 

Война — это не только передовая 

Послужат на предприятиях 

Поэзия, самолеты и военная приемка 

Ровесник военной эпохи 

«Шлем» ожил 

Тульское КБП испытывает «Панцири» в Арктике

Впервые за границей представлена уникальная разработка тульского КБП 

Небо Тулы прикрывало КБП 

 Туляки представят свои изделия на IDEX-2015 

Это разработал сам Пурцен 

ТОЗ этот день приближал как мог 

ТМЗ мог погибнуть. Но выжил 

Премьера рубрики «К 70-летию Победы: Тула оружейная» 

Для обороны, спорта и охоты 

Завод — вуз — завод 

Таких людей не забывают

КРЭМЗ: на прочном «Фундаменте» 

Уникальная «Бахча» от КБП

Кто оживил Бестужева-Рюмина

Дипломы победителей — кадровой службе Туламашзавода 

Бразилия приобретет ЗРПК «Панцирь» для охраны особо важных государственных объектов 

Предприятия ВПК Тульской области гособоронзаказ выполнили 

Профсоюзу работников «оборонки» в Тульской области — 80 лет 

Преемственность поколений 

Юбилей первого директора 

«Золотая идея» за продвижение на экспорт РСЗО 

Тульский оружейный завод — лауреат премии «Тульский бизнес 2014» 

Индия заинтересована в продукции тульского «Сплава» 

«Школа молодого инженера-2014»: Тульский машзавод готовит кадры для оборонки 

В тульском КБП обсудили развитие высокоточного оружия 

Альма-матер — ТулГУ, место работы — КБП

Кому кризис не страшен

Три кита антисанкционной политики

Для снижения темпов оснований нет

Владимир Путин наградил тульского оружейника 

ТОЗ: история продолжается  

Гособоронзаказ растет 

Алексинская «бомба» обезврежена

Щит России сделан в Туле

Гендиректор «Молодого коммунара» Тамара Головина представила свою книгу об Аркадии Шипунове

Разговор с оружейниками

Вас помнят, Аркадий Георгиевич!

0


Теги: Тула, память, ВОВ, транспорт, железная дорога, РЖД, МЖД, эвакуация, Тула оружейная, к 70-летию Победы

Возврат к списку

Оцените материал:  
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:



Новости наших партнеров

Добавить в Яндекс
«      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
«   2017  

Мы ВКонтакте
Опрос

Модуль опросов не установлен.

Мы на Facebook

Наш QR - код
        QR - код
Наверх