Трамвай-бронепоезд, трамвай-хлебовоз

Трамвай-бронепоезд, трамвай-хлебовоз
17.04.2015
Автор: Олег БОНДАРЬ
Фото: Кирилл РОМАНОВ и из архива «Тулгорэлектротранса»

Война — войной, а работа по расписанию: часть заводов в Туле в годы Великой Отечественной не закрывались ни на день, оставался в строю электротранспорт. Тульские трамвайщики тоже обороняли город и, как могли, приближали Победу. В «Тулгорэлектротрансе» чтят их память.

На все руки

— Автомобильный и гужевой транспорт был мобилизован для нужд Красной Армии. Трамваи осуществляли основную часть пассажирских и грузовых перевозок в городе Туле,— говорит мастер ремонтно-строительной службы предприятия Анатолий Лукьянов.— Часть вагонов (всего их перед началом войны в распоряжении депо было 74) приспособили для перевозки тяжелораненых. Для этого с одной стороны салона трамвая снимали сиденья, освобождая место для носилок. Несколько сидений оставляли для раненых, которые могли передвигаться самостоятельно. Такие санитарные трамваи принимали раненых из поездов, которые прибывали на Курский (ныне Московский) вокзал, и перевозили бойцов в госпиталь на Оборонную улицу.

Другие вагоны переоборудовались в грузовые платформы. На них перевозили уголь на заводы, в городские бани.

Один трамвай был переделан в бронепоезд — вагон обшили листовой сталью. Он подвозил боеприпасы к переднему краю обороны Тулы.

Еще один вагон, опрокинувшийся на улице Коммунаров, стал основой для сооружения баррикады. А для расчистки путей тульские мастера-трамвайщики в 1942 году изготовили первый в стране роторный снегоочиститель — использовали обычный пассажирский вагон. Несколько трамваев подвозили зерно и муку на хлебозаводы.

При этом строили и новые пути. Так, была проложена ветка к шахте Рвовская в районе Косой Горы — оттуда ежедневно в Тулу трамвай доставлял около 240 тонн угля. Перед самой победой в 1945 году сдали в эксплуатацию трехкилометровую трамвайную линию к угольной шахте около деревни Гостеевка, вблизи нынешнего городского кладбища.

Дополнительные рельсы проложили также к хлебозаводам № 1 у Ряжского вокзала и № 3 на ул. Комсомольской. Ветки были протянуты к мельницам в Бухоновском и Студенческом переулках, к складам на Оборонной, Плеханова и Коммунаров…

Вагоны — не оставлять

Депо было на Красноармейском проспекте, но трамваи на ночлег там никогда не собирались — депо могло подвергнуться бомбежке. И чтобы сохранить технику, трамвайщики рассредоточивали вагоны на ночь по всему городу.

— Во время авианалетов водитель и кондуктор, согласно инструкции, не имели права оставлять вагон,— уточняет Анатолий Лукьянов.— Бежать в бомбоубежище они не могли и прятались от снарядов под вагонами. Так рассказывали те, кто трудился на предприятии в годы войны…

О фактах повреждения тульских трамваев, а также путей бомбами и снарядами ничего не известно. Система работала стабильно и безотказно.

— Один из водителей поведал мне уникальную историю,— рассказывает Анатолий Дмитриевич.— Возле его трамвая упала бомба, как потом сказали саперы, 500-килограммовая. Она не разорвалась, да и не могла — вместо заряда была начинена обычным песком. Уже тогда, в 1941 году, рабочие на военных заводах в Германии начинали вредить фашистам…

Единственный сохранившийся трамвайный вагон, который в Туле работал на линии в годы войны, установлен на постаменте в депо на Приупской. С 1930-го по 1969 год вагон прошел 3 миллиона 560 тысяч километров. Этот раритет до сих пор на ходу.

— С момента создания в 1927 году и до 1945 года наше предприятие называлось «Тульский трамвайный трест»,— сообщает Анатолий Лукьянов.— С 1946-го по 1957 год — Тульская городская железная дорога. Управлением трамваев в городе Туле предприятие именовалось до 1962-го. А с появлением троллейбуса — трамвайно-троллейбусным управлением. С 1993 года и до настоящего момента мы называемся «Тулгорэлектротранс».

Ежедневный подвиг

В коллективе помнят и чтят предшественников и их подвиг. Возле проходных трамвайного депо на Приупской установлен памятник с фамилиями тех, кто работал на предприятии, ушел на фронт и не вернулся. Всего — 42 фамилии. Ежегодно в канун 9 Мая к памятнику возлагаются венки и цветы. Ветеранов Великой Отечественной и тружеников тыла приглашают на концерт и к праздничному столу. Тех, кто по состоянию здоровья не может принять участие в программе на предприятии, приезжают поздравлять по месту жительства.

— Водителями и кондукторами во время войны работали женщины,— поясняет Анатолий Дмитриевич.— Мужчины тоже трудились, но в ремонтных мастерских. Хотя на тяжелых работах оказывались и женщины. Марии Андреевне Бабаниной, когда началась война, было всего пятнадцать. И она, по сути еще ребенок, пришла работать на предприятие сварщиком — участвовала в изготовлении противотанковых ежей.

А Евдокии Ивановне Зиминой на момент начала войны было двадцать три. Всю свою трудовую жизнь женщина проработала на предприятии. Сегодня ветерану — 97.

— Я во время войны была кондуктором,— вспоминает Евдокия Ивановна.— Было очень тяжело, конечно. Смена длилась 12 часов. На работу я ходила пешком от Ивановских дач до улицы Лейтейзена. Помню, зимой в вагонах мы замерзали, и для тепла на остановках нагревали в огне кирпичи и потом ставили на них ноги. Возить приходилось и раненых, и уголь, и грузчиками работать…

Обилечивание пассажиров тогда было второстепенной обязанностью кондуктора. Основная его задача — притормаживание на спуске при помощи установленного сзади вагона тормозного крана.

— А еще чистили трамвайные пути,— продолжает Евдокия Ивановна.— Зимой сорок первого было очень много снега. Когда шел трамвай, его не было видно из-за наваленных сугробов. На остановках для посадки прорубали в снегу ступеньки, которые вели к вагону. Нам выдавали соль и конский волос, чтобы протирать смотровое окно в вагоне — намораживало стекла так, что вагоновожатому ничего не было видно…

Никто не считался с трудностями, и выполнять порой приходилось, казалось бы, немыслимое.

— Мне рассказывали о случае, когда во время войны на крыше трамвая сломалась ставка токоприемника, а сама дуга завалилась,— говорит Анатолий Лукьянов.— Так вот кондуктор стояла на крыше на резиновом коврике и поддерживала плечом дугу, чтобы трамвай получал электроэнергию и мог двигаться…

Их было несколько десятков человек — вагоновожатых, кондукторов, ремонтников. Ежедневно они на своем трудовом посту совершали незаметный со стороны, но от того не менее значимый подвиг. Из них и складывалась наша общая Победа.

Материалы по теме:

«Панцирь-С1» тульского КБП бразильцы используют для охраны Олимпиады 

А. Г. Шипунов о Великой Отечественной войне и нашей Победе. Часть 2 

А. Г. Шипунов о Великой Отечественной войне и нашей Победе 

Как энергетики Тулу защищали 

ТОЗ как семейная судьба 

Их помнят, ими гордятся

«Новая Тула» - ТуКЗ: от минометов до комбайнов 

«Командирша» с «Корнетом»

Главный экзамен сдали с честью 

Война — это не только передовая 

Послужат на предприятиях 

Поэзия, самолеты и военная приемка 

Ровесник военной эпохи 

«Шлем» ожил 

Тульское КБП испытывает «Панцири» в Арктике

Впервые за границей представлена уникальная разработка тульского КБП 

Небо Тулы прикрывало КБП 

 Туляки представят свои изделия на IDEX-2015 

Это разработал сам Пурцен 

ТОЗ этот день приближал как мог 

ТМЗ мог погибнуть. Но выжил 

Премьера рубрики «К 70-летию Победы: Тула оружейная» 

Для обороны, спорта и охоты 

Завод — вуз — завод 

Таких людей не забывают

КРЭМЗ: на прочном «Фундаменте» 

Уникальная «Бахча» от КБП

Кто оживил Бестужева-Рюмина

Дипломы победителей — кадровой службе Туламашзавода 

Бразилия приобретет ЗРПК «Панцирь» для охраны особо важных государственных объектов 

Предприятия ВПК Тульской области гособоронзаказ выполнили 

Профсоюзу работников «оборонки» в Тульской области — 80 лет 

Преемственность поколений 

Юбилей первого директора 

«Золотая идея» за продвижение на экспорт РСЗО 

Тульский оружейный завод — лауреат премии «Тульский бизнес 2014» 

Индия заинтересована в продукции тульского «Сплава» 

«Школа молодого инженера-2014»: Тульский машзавод готовит кадры для оборонки 

В тульском КБП обсудили развитие высокоточного оружия 

Альма-матер — ТулГУ, место работы — КБП

Кому кризис не страшен

Три кита антисанкционной политики

Для снижения темпов оснований нет

Владимир Путин наградил тульского оружейника 

ТОЗ: история продолжается  

Гособоронзаказ растет 

Алексинская «бомба» обезврежена

Щит России сделан в Туле

Гендиректор «Молодого коммунара» Тамара Головина представила свою книгу об Аркадии Шипунове

Разговор с оружейниками

Вас помнят, Аркадий Георгиевич!

0


Теги: Тула, память, общество, история, транспорт, ВОВ, Тулгорэлектротранс, трамвай, к 70-летию Победы, Тула оружейная

Возврат к списку

Оцените материал:  
(Нет голосов)

Материалы по теме:



Новости наших партнеров

Добавить в Яндекс
«      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
«   2017  

Мы ВКонтакте
Опрос

Модуль опросов не установлен.

Мы на Facebook

Наш QR - код
        QR - код
Наверх