Для обороны, спорта и охоты

Для обороны, спорта и охоты
16.01.2015
Автор: Тамара ГОЛОВИНА
Фото: Сергей ШМУНЬ

Из всего многообразия и многоликости тульской оборонной продукции, пожалуй, особое почетное место занимает традиционная (не считая патронов) — охотничье и спортивное оружие. А разрабатывает и выпускает его сегодня в Туле практически только филиал ОАО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А. Г. Шипунова» — ЦКИБ СОО.

Тульское — значит лучшее

Центральному конструкторскому бюро спортивно-охотничьего оружия в марте будущего года исполнится 70 лет. Создавалось оно как головная организация отрасли по спортивно-охотничьему оружию и входило в состав Тульского оружейного завода. В 1948 году образцы ЦКИБ СОО получили индекс МЦ (модель ЦКИБ). А в 1950 году организация выходит из состава ТОЗа, получив статус самостоятельного предприятия. Еще через два года оно начинает разработку оружия и для армии. В 1997 году по инициативе А. Г. Шипунова ЦКИБ СОО было включено в состав КБП. Это позволило сохранить уникальный коллектив и производства, осуществляющие разработку и выпуск продукции гражданского и военного назначения.

Многие изделия предприятия широко известны не только в России, но и в мире. Их отличают как высокие технические характеристики, так и элегантный дизайн. Особая статья — высококлассные охотничьи ружья и карабины, спортивные ружья, винтовки и пистолеты, изготавливающиеся во всех возможных и востребованных заказчиком калибрах и комбинациях стволов. А варианты высокохудожественной отделки заслуживают самых возвышенных эпитетов. Вязь тончайших серебряных и золотых нитей со всечкой перламутра, изящнейшая резьба по дереву, украшенные орнаментом из плодов и листьев либо охотничьими сюжетами приклады, ствольные коробки, футляры — свидетельства искусства граверов и резчиков, уникальных профессионалов. Они хранят старинные традиции мастеров, основополагающая из которых: тульское — значит лучшее.

То, что так оно и есть, нам подтвердил директор филиала «ЦКИБ СОО» Алексей Сорокин. Задачи, стоящие перед предприятием, особенно в свете последних политических событий в мире, созвучны требованиям времени: разработка, исследования и производство спортивно-охотничьего, боевого стрелкового и гранатометного вооружения, способного успешно конкурировать с лучшими аналогичными образцами на мировом рынке.

— Успешно конкурировать — это значит превосходить, создавать оружие, не имеющее аналогов, современное и, следовательно, востребованное на рынке. Именно такие цели мы обязаны ставить и достигать,— говорит Алексей Михайлович.— Именно таких решений от нас требуют в головном предприятии — КБП, в холдинге «Высокоточные комплексы». Для того чтобы отвечать современным требованиям, мы должны сегодня многое переосмыслить в работе ЦКИБа и перенастроить ее на новый лад. Этим и занимаемся, тем более что определенный положительный опыт организации новых производств у меня, к примеру, есть.

— Откуда?

— Скоро год, как занимаю должность директора филиала. А до этого возглавлял ООО «Промтехнологии», занимающееся разработкой и производством оружия. Это предприятие было создано в 2009 году для выпуска современных снайперских, охотничьих и спортивных винтовок.

— И что? Они нашли рыночную нишу?

— Достаточно быстро. Сейчас у предприятия уже есть и госзаказ, и международные контракты. Заканчивается этап постановки образцов на вооружение. Лицензии получены на все виды изделий. Есть и идеи, и их успешная реализация. Сегодня предприятие выпускает около 2 000 образцов в год, в ближайших планах — дорасти до 5 000. Это примерно 40 вариантов калибров.

С тысячи ярдов — в яблоко

— Вы — оружейник?

— Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как практик — да. Как технарь, то скорее специализируюсь в области материаловедения, в этой сфере даже поучаствовал в научном открытии. У меня склад ума научный. А в прошлом (сейчас мне 45 лет) серьезно занимался большим спортом. Мастер спорта СССР, тренер по пулевой стрельбе. И всегда очень тщательно анализировал и анализирую особенности, достоинства, недостатки (и их причины) стрелкового оружия. Всегда искал ответы на вопросы: как его доработать, довести до ума, до достижения нужных результатов при стрельбе? … Мне хотелось разработать лучшую винтовку в мире, эффективную при стрельбе и с хорошими рыночными перспективами.

— Здоровые амбиции…

— Не вижу в этом ничего плохого, тем более когда выигрывает дело. В Москве кое-что из задуманного по усовершенствованию винтовок реализовать удалось, в том числе за счет использования несвойственных для их производства материалов. Например, изготовление винтовки из нержавеющей стали позволило в разы усилить прочность и коррозионную стойкость изделия, значительно увеличить его надежность.

Получилось недешево, конечно. Но покупатели такую винтовку оценили, спрос на нее есть, тем более что она прекрасно зарекомендовала себя в работе, например, на чемпионате мира в США по F-классу (стрельба на 800, 900, 1 000 ярдов. Ярд — 91,4 см. — Авт. ). Владелец нашей винтовки привез мне с соревнований мишень после произведенной серии выстрелов: все шесть пуль попали в маркер, диаметр которого 60 мм. Максимальное расстояние между пробоинами было 34 мм. Это очень высокая кучность. А стрелял спортсмен в отвратительных погодных условиях — пыль, ветер. Стрелок, тем не менее, установил национальный рекорд и считает, что этого удалось добиться за счет отличных технических характеристик оружия.

Перед ЦКИБ СОО мы тоже ставим амбициозные, но реальные задачи. Со спецификой этого предприятия я знаком, до организации «Промтехнологий» в столице изучал его опыт, а еще за знаниями одиннадцать раз ездил в США, где работал на заводах. В том числе и ствольщиком, что позволило изучить процесс изготовления стволов детально, сделать выводы, каким образом усовершенствовать их конструкцию, технологию производства — чтобы улучшить характеристики оружия. Накопленные знания и умения дают возможность, оттолкнувшись от них, идти вперед…

Реальные задачи для ЦКИБ СОО

— Задача номер один для меня и моей команды,— продолжает Алексей Михайлович,— это изменение базовой парадигмы, экономических приоритетов. Мы от платы за труд по затратам уходим к оплате за итоговый результат — выпуск товарной продукции. Рентабельной, востребованной. Это стратегия, а тактика сейчас — в наведении порядка, который, по моему мнению, необходим на оборонном предприятии, отвечающем за разработку (прежде всего!) и выпуск современной конкурентоспособной продукции. Во главе угла, конечно, должны быть конструкторы.

И сейчас мы возвращаемся к здравому смыслу. Ситуация меняется: усовершенствуются традиционные изделия, идет работа по подготовке к выпуску новых образцов. Приоритеты, естественно, отдаем госзаказу и пользующемуся спросом спортивному и охотничьему оружию. Создаем дополнительные мощности, участвуем в новых инвестиционных программах, в частности, в Федеральной целевой программе по техперевооружению совместно с КБП. Закладываем дополнительные объемы в размере 200–300 млн рублей в год также и на производство спортивного и охотничьего оружия, по сути дела, на возрождение марки. В ЦКИБе в свое время был сокращен выпуск востребованных наименований изделий до недопустимо малых объемов, а конкретно, до единиц в год. Это ведет к потере рынков сбыта, на что мы не имеем права, тем более с тем производственным потенциалом, которым располагает филиал.

Шансы, считаю, у нас хорошие, поскольку в стране высококачественного оружия недостает. К тому же сегодняшняя политическая ситуация в мире, недружественный альянс стран Запада против России должны быть использованы для стимулирования собственной технической мысли, чтобы отечественная оборонка закрепилась на передовых рубежах в создании перспективных видов вооружений. Грех такой ситуацией не воспользоваться.

— А кадры? Это большая проблема.

— Сохраняем старые, учим новые. Составили поэтапную программу обучения специалистов, внедряем ее в жизнь. По этому пути идем не мы одни. Процесс интеллектуальной деградации общества, запущенный в девяностых годах прошлого века, к счастью, завершается. На смену ему идет здравый смысл, понимание того, что время требует возрождения нравственных, духовных ценностей, патриотизма, которые невозможны без роста интеллектуального потенциала общества.

Вот и перед нами ставится задача по улучшению кадровой составляющей, привлечению к работе инициативных, творческих технарей. Это важно, так как мы планируем выйти за четыре года на устойчивую прибыль — примерно в один миллиард рублей в год. А дальше — куда более глобальная программа развития и расширения производства.

— А своих площадей-то хватит?

— Естественно, нет. Сегодня это непростая проблема для логистической составляющей организации производства. ЦКИБ располагается на четырех площадках в Туле, а также на базе отдыха в Якшино. То есть о шаговой доступности, способствующей эффективному управлению, говорить не приходится. Поэтому развитие и расширение производств мы связываем еще и с приведением к одному знаменателю их размещения. Планируем сделать это на территории ОАО «ТОЗ». Логичный ход: ЦКИБ СОО родилось в ТОЗе, и его возвращение на «историческую родину» — добрый знак. Там есть точки роста, необходимые ЦКИБу для развития, усовершенствования, модернизации и, конечно, генерирования новых прорывных идей. В лучших традициях отечественного ВПК и тульской оборонки…

Материалы по теме:

ТМЗ мог погибнуть. Но выжил 

Премьера рубрики «К 70-летию Победы: Тула оружейная» 

Завод — вуз — завод 

Таких людей не забывают

Предприятия ВПК Тульской области гособоронзаказ выполнили 

«Золотая идея» за продвижение на экспорт РСЗО 

Тульский оружейный завод — лауреат премии «Тульский бизнес 2014» 

Индия заинтересована в продукции тульского «Сплава» 

«Школа молодого инженера-2014»: Тульский машзавод готовит кадры для оборонки 

В тульском КБП обсудили развитие высокоточного оружия 

Альма-матер — ТулГУ, место работы — КБП

Кому кризис не страшен

Три кита антисанкционной политики

0


Теги: Тула, общество, экономика, работа, ОПК, охотничье и спортивное оружие, ЦКИБ СОО, Алексей Сорокин, оружие, КБП

Возврат к списку

Оцените материал:  
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:



Новости наших партнеров

Добавить в Яндекс
«      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
«   2017  

Мы ВКонтакте
Опрос

Модуль опросов не установлен.

Мы на Facebook

Наш QR - код
        QR - код
Наверх