На Толстого коленкора не хватило
16.01.2015
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ
Что читают сегодня туляки? Как ищут и где находят нужную им литературу? Вытеснит ли интернет бумажную книгу? Об этом и многом другом «Молодой коммунар» беседует с заведующим Книжной лавкой
Полка для «Алис»
— 2015 год объявлен Годом литературы. Не поздновато ли? Ведь считается, что не только дети, но и взрослые теряют интерес к чтению. Россия действительно перестала быть литературоцентричной страной?
— Не думаю. Народ читает. Другое дело — сегодня по посетителям книжных магазинов трудно судить, как много и что именно: люди выписывают книги через интернет, читают то, что им интересно, в сети или пользуясь электронными устройствами. Конечно, сейчас не у каждого в квартире увидишь многотомную библиотеку. Однако у меня есть немало знакомых, которые продолжают активно покупать бумажные книги и даже вынуждены надстраивать новые полки — на старых уже ничего не помещается…
— И классика востребована?
— Да. Постоянно
Но проблем все же много. Если говорить не о попсовой литературе, а о серьезной, то в последнее время книги издаются очень маленькими тиражами. Некоторые даже по подписке: например, 300 человек заранее сбрасываются, книга печатается тиражом 300 плюс, скажем, 100 экземпляров, рассылается подписчикам, остальное продается. Причины низких тиражей экономические, сегодня напечатать книгу — дорого. Дешевле всего в Китае — кстати, именно там сегодня печатают детские книжки…
У нас ведь все сейчас импортное — и бумага, и оборудование. Два года назад закрылась последняя российская фабрика, производившая коленкор. Собрание сочинений Маяковского (обещают издать 15 томов) в коленкоре выходит, а вот Толстой, Достоевский и Гоголь (планируется
Откуда у Берии столько дневников?
Наш разговор с Владимиром Кобяковым прерывают посетители — дама с девочкой лет семи. Женщину интересуют детские книги по истории тульского края и по истории России. Книжной лавке, увы, предложить нечего.
— Это еще одна проблема: нет обратной связи между издателями и читателями. И ведь изучить спрос несложно: в интернете масса литературных форумов, на которых люди обмениваются мнениями, спорят, говорят о том, что им интересно.
В Тульской области огромной популярностью пользуется краеведческая литература — моментально раскупается все, что издается. К тому же краеведение сегодня изучают в школах.
На мой взгляд, у каждого учителя истории на столе (и, конечно, во всех тульских библиотеках) должны быть как минимум три книги. Первая — «История тульского края» И. Афремова, она была переиздана с научными комментариями пять лет назад при поддержке
— Какие еще книги интересуют туляков? Что сегодня модно?
— Мода чаще всего связана с медийными фигурами или событиями. Дали литературную премию Басинскому — все читают Басинского. Появилась книга архимандрита Тихона Шевкунова — читают Шевкунова. В центре внимания — то Улицкая, то Прилепин… Но мода на книги и авторов — это как волна: приходит — и уходит. А вообще вкусы очень дифференцированны.
Спроси у профессора
— А как читателю узнать, что нового издано, хорошая это книга или так себе? Информации в интернете — огромное количество, но в ней можно утонуть…
— С информацией действительно перебор, к тому же критерии размыты. Я стараюсь ориентироваться на мнения авторитетных людей, специалистов в своей области. Как правило, они присутствуют на
— Гипотетическая ситуация: тебя пригласили участвовать в подготовке программы Года литературы. Что бы ты предложил?
— Наверное,
Что же касается издательского процесса — пусть люди пишут что хотят, пусть все издается. Но вот серьезные академические проекты должно поддерживать государство. У нас такая великая, богатая литература, а полных академических изданий практически нет. Лескова только сейчас начали издавать — но в частном издательстве… А у него возможности ограничены, том выходит раз в два года. При государственной поддержке книги выходили бы быстрее, и тиража хватило бы на все библиотеки.
В России — отличная школа переводчиков, литературоведов, люди занимаются потрясающими исследованиями. Недавно вышел двухтомник, полное собрание стихов Бунина — редактор, которая готовила его к публикации, 10 лет изучала бунинские архивы, хранящиеся в Англии. Великолепное издание — а тираж всего тысяча экземпляров… Еще пример: на книжной выставке в Москве купил «Мастера и Маргариту» в последней, предсмертной редакции автора, публикуется впервые. Книга — результат огромной работы, статья от редактора — настоящий литературный детектив. Тираж — стыдно сказать: 200 экземпляров!
— И немного о современной литературе. Кто из российских авторов лично тебе наиболее интересен?
— Владимир Сорокин. Мне нравятся все его книги, включая последнюю — «Теллурию»…