Кто оживил Бестужева-Рюмина

Кто оживил Бестужева-Рюмина
26.12.2014
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ

Эксклюзивные витрины, говорящие портреты, электронные этикетки, голографические эффекты — монтаж постоянной экспозиции в новом здании Тульского государственного музея оружия еще не закончен, но уже сегодня ясно: это будет нечто впечатляющее.

Три уровня фортеции

Презентация проекта экспозиции, созданного заслуженным художником России Александром Коновым, состоялась в мае 2013 года, а уже через несколько месяцев, в декабре, Министерство культуры РФ выделило на его реализацию деньги — 220 млн 125 тысяч рублей. Музей оружия, как этого и требует закон, провел тендер, победители определились к началу весны 2014-го — генеральным подрядчиком стала известная и обладающая огромным опытом в создании музейных экспозиций и выставок компания ООО «Арт-Курьер».

Генподрядчик, в свою очередь, привлек в качестве субподрядчиков 10 фирм — из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы и других городов, специализирующихся на выполнении самых разных работ, причем умеющих это делать так, как никто больше — не только в нашей стране, но и мире. Достаточно сказать, что стекла для придуманного Коновым витринного комплекса не взялись делать ни в Англии, ни в Германии. В Венеции, возможно, согласились бы, но за большие деньги, плюс доставка. Выручила петербургская фирма ООО «Раритет». Она изготавливает стекла для витрин тульского музея не типовые, сложнейшей конфигурации, при этом — исключительной толщины и прочности и обладающие несколькими степенями защиты.

— В основе концепции — принцип фортеции, неприступной крепости,— рассказывает директор музея оружия Надежда Калугина.— Пространство состоит из нескольких кругов, внутри которых располагаются витрины различных, не повторяющихся форм. 2-й этаж — история оружия до Первой мировой войны, 3-й — Первая и Вторая мировые войны, 4-й — современное оружие. Все уровни объединены центральной витриной, которая пронизывает потолок. Наша экспозиция — целостный образ, в котором главное — гуманитарный смысл: если в пространстве нижнего уровня чувствуется напряжение, агрессия, то с каждым новым уровнем это ощущение уходит, уступая чувству защищенности, идее объединения и мира…

Неудержимая фантазия Александра Конова потребовала оригинальных технологических решений. Оказалось, не все возможно реализовать: в частности, центральная витрина — не сквозная (разрушать систему перекрытий небезопасно), но посетители этого не заметят благодаря оптическому эффекту, созданному зеркалами и специальной подсветкой. И все-таки создатели экспозиции стараются воплотить все, даже самые невероятные идеи Конова, а иногда дополняют их и своими авторскими штрихами.

Эффект 3D

Надежда Калугина приглашает корреспондентов «Молодого коммунара» на импровизированную экскурсию. Мы идем по коридору: паркет аккуратно застелен тканью — не дай бог повредить при транспортировке оборудования. Надежда Ивановна рассказывает, как на днях пришлось поднимать на лифте тяжеленный старый чугунный станок, переданный музею Тульским оружейным заводом. Лифт не справился: пришлось эту махину разбирать на две части….

Начинаем со 2-го этажа, работы на котором уже почти завершены. Витрины действительно поражают, они стилизованы под винтовку: наверху отделаны железом, будто бы подернутым ржавчиной, внизу — натуральным деревом (метафора приклада). Экспонаты так размещены внутри витрин (крепежные элементы также эксклюзивные), что кажутся висящими в воздухе. Эффект 3D: каждый предмет можно рассмотреть в объеме, со всех сторон, даже плоскостной — например, некий документ. Поражает подсветка — она настолько искусно продумана, что ни одна деталь экспонирующегося оружия не бликует и не теряется.

По окружности размещены оконные витражи — это «цифровой перевод» либо старинных гравюр и фото дореволюционной Тулы, либо полотен известных художников. Уже сформированы объемные инсталляции, воссоздающие антураж, например, мастерской оружейного завода прошлого века.

— А здесь, рядом, будет расположен портрет Василия Николаевича Бестужева-Рюмина, который с 1876 по 1889 год был начальником оружейного завода,— рассказывает Надежда Ивановна.— Представьте: подходит группа посетителей, экскурсовод упоминает о визите на Тульский оружейный завод императора Александра II и говорит: «А сейчас об этом событии вам расскажет сам Василий Николаевич». Портрет оживает и начинает рассказ…

«Оживать» на глазах изумленных зрителей будут не только Бестужев-Рюмин, но и другие исторические персонажи. Секрет фокуса — записанные заранее сцены в исполнении актеров Тульского академического театра драмы в исторических костюмах и портретном гриме. И, разумеется, мультимедийная техника последнего поколения.

Все подлинное, включая консервы

Нам демонстрируют огромный бесшовный экран, на котором становятся объемными и начинают жить своей жизнью картины известных баталистов. Аппарат с программой «Представь себя», с помощью которого можно получить собственное изображение в костюме любой исторической эпохи и, при желании, блицфото на память. Впечатляет огромный куб, в котором «плавает» голограмма старинного мушкета. Рабочие подключают электронные этикетки, с помощью которых посетители смогут все узнать о заинтересовавшем их экспонате.

А вот детская зона — здесь разместились игровые сенсорные столы. Оказывается, что игры для них тоже разработаны специально для нашего музея: сюжеты на историческую и военно-оружейную тему, направленность — образовательная и развивающая.

На третьем этаже рассматриваем инсталляции: вот окоп Первой мировой, рядом — небольшая установка, которая будет имитировать сполохи от разрывов снарядов, соответствующий звук и даже запах пороховой гари. Останавливаемся у инсталляции «Эвакуация ТОЗа, 1941 г.». На оконном витраже — изображение Магнитогорска тех лет. У станков «трудятся» манекены, выполненные с такой биологической точностью, что становится не по себе. У застывших рабочих-оружейников даже волосы и ресницы не синтетические, а настоящие. Инсталляциями занимается фирма «Арт-Шанс». У ее сотрудников принцип: все подлинное, вплоть до банок с мясными консервами, без которых трудно себе представить воссоздание картинки солдатского быта. А еще на 3-м этаже оборудованы четыре «военных» мини-кинотеатра, где будет демонстрироваться хроника.

Открытие новой экспозиции намечено на 23 февраля, но уже сегодня понятно, что на наших глазах создается музей действительно мирового уровня — и по технологиям, и по дизайну.

Что касается старого здания в Тульском кремле, то его пока планируется использовать как экспозиционное пространство.

Материалы по теме:

Бразилия приобретет ЗРПК «Панцирь» для охраны особо важных государственных объектов 

Предприятия ВПК Тульской области гособоронзаказ выполнили 

«Золотая идея» за продвижение на экспорт РСЗО 

Преемственность поколений 

Юбилей первого директора 

Тульский оружейный завод — лауреат премии «Тульский бизнес 2014» 

Индия заинтересована в продукции тульского «Сплава» 

«Школа молодого инженера-2014»: Тульский машзавод готовит кадры для оборонки 

В тульском КБП обсудили развитие высокоточного оружия 

Альма-матер — ТулГУ, место работы — КБП

Кому кризис не страшен

Три кита антисанкционной политики


0


Теги: Тула, культура, история, Тульский музей оружия, постоянная экспозиция, монтаж экспозиции, Надежда Калугина, Александр Конов

Возврат к списку

Оцените материал:  
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:



Новости наших партнеров

Добавить в Яндекс
«      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
«   2017  

Мы ВКонтакте
Опрос

Модуль опросов не установлен.

Мы на Facebook

Наш QR - код
        QR - код
Наверх