mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Суббота 17 ноября

Дорога через Карачевский лес

Возврат к списку

25.11.2014

Автор: Дмитрий ОВЧИННИКОВ

Фото: с сайта nnm.me

Краеведение/Культура Дорога через Карачевский лес



Город Кимовск, название которого происходит от советской аббревиатуры КИМ — коммунистический интернационал молодежи — своим зарождением обязан дороге, которая прошла по его нынешней территории еще в самом начале XVI века.

Праправнук Донского

В то время Тула и тульский край были присоединены к Московскому великому княжеству, поэтому возникла необходимость их сообщения, в том числе почтового, с помощью дороги, проходящей в верховьях Дона через Каширу, Венев, Епифань. Об этом факте упоминается у И. Ф. Афремова в его «Историческом обозрении Тульской губернии», изданном в 1850 году, где также отмечается: «При присоединении Тулы к Московскому великому княжеству 1502 года первый самодержец Иоанн III, праправнук Донского, первый положил в государстве начало почты — утвердил по главным дорогам „ямы“ (станции, „ям“ — слово татарское) для проезда гонцов из Москвы и обратно».

На территории современного Кимовска та самая дорога пересекала Карачевский лес, получивший свое название от села Карачево, и имела здесь станцию (яму), постоялый двор и небольшое поселение ямщиков. А в настоящее время это заасфальтированное шоссе, обеспечивающее связь города с Москвой — в одну сторону — и Епифанью в другую.

В начале XVII века на северо-западной окраине Карачевского леса появилась небольшая деревня Михайловка Епифанского уезда, жизнь которой круто изменилась со строительством в 1869 году Сызрань-Вяземской железной дороги. Первый паровоз по ее рельсам был пущен 16 декабря 1874 года, а в Михайловке — построен вокзал станции Епифань.

Почему станция с таким названием не была организована в самом городе Епифани? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Одни источники утверждают, что протянуть железнодорожное полотно к Епифани не позволили рельеф местности и обилие болот, другие — что одержали верх коммерческие интересы определенной группы местных купцов.

Недостроенные шлюзы

Так или иначе, но связь станции Епифань с одноименным городом осуществлялась по тракту, проходившему через Карачевский лес. В 1883 году купец первой гильдии Чесноков построил в Михайловке при железнодорожной станции, рядом со своим домом, гостиницу и торговую лавку (в настоящее время все эти здания в Кимовске сохранились, в них находятся отделения милиции, охраны и местный храм, в котором ранее размещался универмаг райпо).

Для строительства Чесноков использовал необычный материал. Дело в том, что в начале XVIII века на территории теперешнего Кимовского района строился Ивановский канал, который, по замыслу Петра I, должен был соединить верховья рек Дон и Шат, тем самым организовав большой водный путь, объединяющий гидросистемы Волги и Дона. Об этом, в частности, рассказал в своей художественной повести «Епифанские шлюзы» известный писатель Андрей Платонов. Во времена Петра I такой канал являлся насущной необходимостью. Хорошие грунтовые дороги в этих местах были редки из-за обилия труднопроходимых заболоченных лесов. Водная дорога в сторону юга обеспечивала и военные преимущества, сокращая путь к южным морям. Однако после смерти Петра I строительство забросили. Шлюзовые камеры канала отделывали тесаным камнем. Михайловский купец Чесноков купил этот камень за бесценок и обложил им фундаменты своих гостиницы и лавки.

На железнодорожной станции Епифань со временем появились мельница, крупорушка, кирпичный завод, мелкие кустарные предприятия по переработке зерна и обслуживанию населения. Деревня Михайловка развивалась и расширялась. Недалеко от нее, в селе Карачево, в 1874 году открывается церковь, и с этих пор Михайловка относится к Карачевскому приходу.

В честь управляющего трестом

Уже в советские времена, в конце июля — начале августа 1924 года, в результате разукрупнения Епифанского уезда образуется Карачевский район, а 29 ноября 1926 года Постановлением Президиума ВЦИК этот район переименовывают в Михайловский с центром в поселке Михайловка. В начале июня 1929 года семь михайловских комсомольцев организовали колхоз и назвали его «Имени 10-летия КИМ». А в последний день 1930 года, 31 декабря, вышло решение о том, что Михайловский район Тульского округа переименовывается в Кимовский, относящийся теперь к Московской области.

В годы Великой Отечественной войны станция Епифань и пристанционный поселок Михайловка в течение 17 дней были оккупированы фашистами, и только 10 декабря 1941 года их освободил 1086-й полк 323-й дивизии под командованием майора А. А. Богданова.

В военное время, в 1943 году, вокруг железнодорожной станции Епифань построили первые угольные шахты. Их необходимость объяснялась тем, что Донбасс захватили фашисты, а стране нужен был уголь. Так появляются первые строчки в шахтерской летописи Кимовска. Правда, еще в годы гражданской войны за Карачевским лесом пытались открыть шахту, но тогда этому помешало обилие подземных вод.

Развитие угледобычи требовало строительства жилья для шахтеров. Вначале — около шахт, а затем и в поселке Михайловка, расширяющемся со временем по территории, на которой появлялись многоквартирные двух- и трехэтажные дома. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР Михайловка 23 июня 1948 года переименовывается в рабочий поселок Кимовск, 31 марта 1952 года Кимовск становится городом районного подчинения, а 22 февраля 1958 года — городом областного подчинения.

Бурное строительство Кимовска приходится на 50–60-е годы прошлого столетия. И здесь присутствует своя особенность — город строился от окраин к центру. Возникла необходимость соединить южную часть (частные дома бывшей деревни Михайловки) с новой северной частью города, которые разделяла железная дорога. Чтобы решить эту задачу, в 1957 году поставлен специальный мост — виадук. Единственной автотранспортной магистралью в бывшем райцентре Михайловке была улица Колхозная, которая с 8 июня 1959 года в городе Кимовске стала называться улицей Бессолова в честь управляющего трестом по добыче угля А. Т. Бессолова. В 60-е годы появляются другие многочисленные кимовские улицы, заасфальтированные, с новыми многоэтажными зданиями.

А в современный Кимовск из Москвы путь лежит по той самой дороге, проложенной полтысячелетия назад, которая так же доставляет туристов и в исторические места — древний город Епифань и знаменитое Куликово поле.

Дмитрий Овчинников, кандидат педагогических наук.

Теги: Тула, Тульская область, Кимовск, краеведение, история, Карачевский лес, тракт, Епифань

Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение

Комментарии

ThomasGUICY, 21.03.2018 09:48:00
заказать продвижение сайта вебмастер логин в скайпе SEO PRO1
ThomasGUICY, 21.03.2018 08:46:32
заказать продвижение сайта в ульяновске логин в скайпе SEO PRO1
Оцените материал:  
(Голосов: 104, Рейтинг: 4.95)

Материалы по теме:


Наши партнеры
Реклама