mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Суббота 15 декабря

Алексей Басов: «Театр нужно строить с нуля»

Возврат к списку

06.08.2013

Автор: Ирина Скибинская

Фото: Сергей Шмунь

Краеведение/Культура Алексей Басов: «Театр нужно строить с нуля»



15 августа Тульский камерный драматический театр открывает XV юбилейный сезон.

Официально Тульский камерный драматический театр был создан в марте 2005 года — именно тогда он и получил свое название. Но фактически первая и пока единственная частная театральная труппа в Туле появилась на свет в 1998 году. Корреспондент «Молодого коммунара» беседует с основателем и бессменным художественным руководителем ТКДТ Алексеем Басовым о том, как он решился создать театр, живущий исключительно на свои деньги и не получающий никакой поддержки от бюджета. И о том, как ему удается вот уже полтора десятка лет поддерживать его на плаву.

Алексей Басов родился в Туле в семье актеров-кукольников. Когда он был ребенком, Басовы переехали в Махачкалу. Алексей с детства мечтал стать актером и после школы поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Окончив ЛГИТМИК, вернулся в родную Тулу, поработал актером на всех тульских сценах — в драматическом, кукольном театрах, в ТЮЗе, в театре «У Толстовской заставы» (сегодня — муниципальный театр «Эрмитаж»). Через несколько лет захотел продолжить образование в ГИТИСе, приехал в Москву подавать документы — но, как выяснилось, не в тот день, когда это нужно было делать. Друзья уговорили попробоваться в Щукинский институт, на режиссерское. Алексей признается, что режиссером становиться не хотел, он думал, что поучится годик — и переведется на актерский факультет. Но неожиданно для себя самого, под давлением мастера курса Вадима Александровича Эуфера, режиссерский диплом все-таки получил.

— Когда надо было ставить преддип — ломный спектакль, я собрал актеров из разных театров и стал репетировать «Стеклянный зверинец» по пьесе Т. Уильямса,— вспоминает Басов.— А потом приехал в «Щуку» и сказал, что ничего не поставил. На это Эуфер мне сказал: «А мне звонил из Тулы Валерий Жуков (актер ТАТД.— И. С. ) и сказал, что видел твой спектакль и он ему понравился…»

Вот так получилось в жизни Басова: не он нашел профессию, а она его нашла. И именно «Стеклянный зверинец» стал тем самым спектаклем, с которого началась история Тульского камерного драматического театра.

— Почему я решил создать частный театр? Причин несколько. Дело в том, что я не хотел уезжать в Москву, хотя предложения у меня были,— рассказывает Алексей.— Хотелось остаться в своем городе — возможно, для того, чтобы что-нибудь в нем изменить. При этом устроиться на работу в уже существующих тульских театрах даже не пытался: по моему мнению, режиссер может строить свой театр только с нуля. И я начал его строить…

В первые годы существования труппа Басова не имела своего помещения и постоянно кочевала: театр кукол, ДК «Туламашзавод», Дом офицеров, подвальчик на ул. Луначарского. Только в 2005 году театр поселился в здании на ул. Дзержинского, 8, и обрел свой нынешний статус.

— Это помещение мы занимаем на правах аренды,— говорит Басов.— Аренда дается на год, и мы каждый раз ее продлеваем. В этом году очень хотим заключить договор на более долгий срок. Это очень тяжело психологически: каждый год переживать, выгонят нас или не выгонят…

В настоящее время в штате театра — 5 актеров, плюс студенты-полставочники актерского курса тульского колледжа культуры и искусств. В репертуаре — несколько взрослых спектаклей, несколько спектаклей для детей. Басов объясняет: детские названия необходимы, так как они гарантированно делают кассу, кроме того, это отличная школа для актеров — и метод воспитания своего будущего взрослого зрителя.

Выбор пьес для взрослых постановок, конечно, ограничен возможностями маленького частного театра. Тем не менее репертуар удивительно разнообразен и содержателен. И никакой попсы: даже пьеса «Месье Амилькар платит!» Ива Жамиака, которую на отечественной сцене обычно превращают в легкий водевиль, в версии ТКДТ — скорее трагикомедия. «Стеклянный зверинец» идет уже 10 лет — он выдержал 300 спектаклей. Пользуется огромной популярностью постановка сложной, тонкой, полной драматизма пьесы А. Володина «Пять вечеров». «Отель двух миров» Э. Э. Шмитта — тоже непростая история о жизни и смерти, о человеческой судьбе. «Сказки Старого Арбата» А. Арбузова — щемящая, трепетная ностальгия по детству. И, наконец, «Фрекен Жюли» А. Стриндберга — театральный психоанализ, попытка разобраться во взаимоотношениях мужчины и женщины.

— Мне интересен материал, где есть подтекст, много смыслов,— признается А. Басов.— В настоящее время работаем над «Пером Гюнтом» Ибсена. Мне близка эта тема: надо жить сейчас, ошибаться, чувствовать, страдать, потому что завтра может быть уже поздно…. Над этой пьесой мы начали работать давно, лет 10 назад — так получилось. Сначала сам репетировал Пера, но понял, что играть в своей постановке — это очень сложно. Потом не было помещения, потом сам театр оказался на грани выживания. Надеюсь, в этом юбилейном сезоне мы «Пера Гюнта» наконец выпустим. Главную роль репетирует очень хороший актер Дмитрий Блинцов…

А еще мы начинаем работать над спектаклем по рассказам А. П. Чехова. Никакой предварительной инсценировки. Мне кажется, что когда ты ставишь спектакль по литературному тексту, надо сначала его много читать, проникаться его атмосферой. Потом, позже, что-то останется, что-то уйдет, и инсценировка появится естественным образом, как результат, а не как изначальная схема…

Разумеется, выживать театру непросто. Уровень зарплаты актеров зависит от количества проданных билетов. В зале 45 мест, цена билета 300–350 рублей. Однако при этом театру удается не только жить интересной творческой жизнью, развиваться, готовить новые постановки, но и ездить на гастроли и фестивали. За последние годы Тульский камерный драматический театр побывал на фестивалях в Санкт-Петербурге и Брянске, а на гастроли в Воронеж труппа ездит каждый год — там у наших актеров уже есть свои постоянные поклонники.

Репертуар Тульского камерного драматического театра на август:

15 августа в 19.00 и 25 августа в 18.30 — И. Жамиак. «Месье Амилькар платит!»

18 августа в 12. 00 «Горошина для принцессы».

22 августа, 19.00 А. Володин. «Пять вечеров».

29 августа в 19.00 А. Стриндберг. «Фрекен Жюли».

31 августа в 18.30 Э. Э. Шмитт. «Отель двух миров».

Теги: Тула, культура, театр, Тульский камерный драматический театр, ТКДТ, новый сезон, 15 сезон, юбилей, основатель, художественный руководитель, Алексей Басов, интервью, беседа, работа, премьеры, репертуар на август, афиша, фото

Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Оцените материал:  
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:


Наши партнеры
Реклама