mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Суббота 15 декабря

Два древних белевских монастыря

Возврат к списку

27.07.2012

Краеведение/Культура Два древних белевских монастыря



с удивительной историей — Спасо-Преображенский и Крестовоздвиженский — остро нуждаются в реставрации.

Между ними только сад

Подъезжая к Белеву, видишь красивую панораму. На возвышенностях — древний город — ровесник Москвы, основанный так же, как и столица, в 1147 году. На берегу Оки — строения двух старинных монастырей: мужского Спасо-Преображенского, одного из старейших на русской земле — и женского Крестовоздвиженского, самого древнего из женских монастырей тульского края. Удивительно, но два этих монастыря находились совсем рядом: между женской и мужской обителями была только ограда, к которой со стороны мужского монастыря подступал фруктовый сад…

Вначале был основан Спасо-Преобра- женский монастырь. В «Православной энциклопедии» 2002 г. написано, что, по преданию, на этом месте когда-то стоял храм, в котором ожидал покровительства князя московского Василия Васильевича Темного казанский хан Улу Муххамед, изгнанный в те времена из своих владений. Историки предполагают, что Спасо-Преображенский собор создал князь Иван Васильевич, сын основателя Белевского княжества князя Василия Романовича и племянник Одоевского князя Льва Романовича — этот собор должен был стать усыпальницей белевских удельных князей.

Точная дата основания монастыря, к сожалению, неизвестна. И. Ф. Афремов в «Кратком историческом описании города Белева с уездом его» 1844 года издания указывает 1525 год, но подтверждений не приводит. Есть единственная фактическая ссылка — на монастырскую книгу, где упомянут первый вклад, он датирован более поздним, 1557 годом. И. Ф. Афремов также сообщает, что в Синодике Спасо-Преображенского монастыря отмечен факт его посещения в 1565 году царем Иваном IV Грозным. Сохранился также текст его наставления: «Поставить во обязанность игумену монастыря помнить вседневно белевских князей, а во день их смерти служить соборне и раздавать мылостыню. Иоанн IV Васильевич».

Что же касается женского Крестовоздвиженского монастыря, то год его основания установить легче. В монастырской описи 1764 года говорится: «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палицкой, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящего Креста». Этот факт подтверждают и другие акты XVII столетия.

Кружева из обители

Оба монастыря изначально были деревянными, но из-за многочисленных набегов и пожаров вынуждены были постоянно перестраиваться. В 1764 году Крестовоздвиженский монастырь и вовсе был полностью упразднен, а его монахини переведены в Лихвинский Афанасьевский женский монастырь, который, в свою очередь, через четыре года был также ликвидирован «из-за ветхости построек» — и тогда Крестовоздвиженский женский монастырь решили возродить.

Только в конце XVII века основные постройки монастырей Белева были «возведены в камне».

В «Описании города Белева и Белевского уезда 1792 года» сказано: «Мужской монастырь Спаса Преображения Господня; огражден девятиугольной с семи сторон каменной стеною с двумя воротами; в нем четыре церкви каменные: 1) Соборная Спаса Преображения с приделом Архангела Михаила; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 3) Иоанна Предтечи; 4) надвратная Алексея Митрополита. Келий каменных четыре, деревянных десять.

Монастырь Крестовоздвиженский огражден десятиугольною каменною стеною с одними воротами. В нем каменная церковь Воздвижения креста Господня с приделом Николая Чудотворца. Келий деревянных двенадцать».

Сохранились также сведения, что Крестовоздвиженский женский монастырь являлся своеобразным центром кружевоплетения, прославившим традиционные белевские кружева не только по всей России, но и за границей. В нем в 1801 году возвели каменную колокольню «в два с половиной этажа» — она была самой высокой точкой Белева до тех пор, пока в 1820 году не построили колокольню соседнего Спасо-Преображенского мужского монастыря.

В XIX веке Крестовоздвиженский монастырь был уже окружен с трех сторон каменной стеной (с четвертой, восточной — деревянной), с башнями по углам; в этом монастыре появились тогда же домовая церковь, женское двуклассное училище, где учителями служили сами монахини, больница на 12 мест, богадельня, церковно-приходская школа… В это же время в Спасо-Преображенском мужском монастыре действовали духовное училище и Духовное правление Белевского округа.

В революционные 1920-е годы оба монастыря были закрыты, их строения приспособлены под жилье, а потом и вовсе заброшены.

Начало возрождения

В 1990-е годы в этой местности проходили археологические раскопки. Об их итогах написал в своем исследовании А. В. Шеков: «Мощность археологического культурного слоя на монастырской площадке была определена в пределах 1,7–2,0 м. В слое были найдены многочисленные фрагменты керамической посуды XV—XIX вв., фрагмент керамического подсвечника, фрагмент бронзового энколпиона XV—XVI вв., костяные накладки, железный нож, обувная подкова, фрагмент керамического рыболовного грузила, 17 фрагментов рельефных поливных и гладких расписных печных изразцов. Рельефные поливные изразцы были покрыты зеленой либо бело-коричневой поливой и растительно-геометрическим орнаментом. Такие изразцы характерны для XVII в. Гладкие расписные изразцы датируются XVIII—XIX вв.».

Только в начале наступившего столетия здесь активизировались восстановительные работы, Спасо-Преображенский мужской монастырь стал действующим.

В настоящее время на территории двух монастырей в Белеве можно увидеть в отреставрированном виде надвратный храм Свт. Алексия митрополита Московского (1696 г.) с колокольней (1820 г.), въездными воротами и монастырской стеной, Введенский трапезный храм (1700 г.). К сожалению, до сих пор в обветшалом виде Спасо-Преображенский собор (1686 г.), где «под спудом погребен блаженный праведный Никифор Белевский (Н. А. Трифонов)» и Крестовоздвиженский собор (1869 г.) с колокольней (1801 г.). И совершенно не сохранились церковь Иоанна Предтечи (1712 г., перестроена в 1765 г.), под которой располагались усыпальницы князей Волконских, Солнцевых-Засекиных, по некоторым данным, Белевских — от нее остались лишь фрагменты фундаментов, а также домовая церковь Макария Великого (1864 г.).

Блажен, кто верует… Очень хотелось бы надеяться, что реставрационно-восстановительные работы на месте двух монастырей Белева будут продолжены, и мы увидим хранящие в себе нашу историю эти старинные постройки хотя бы в приближенном к первозданному облике.

Дмитрий Овчинников, кандидат педагогических наук,

г. Тула.

Теги: Тула, Белев, монастыри, реставрация

Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение

Комментарии

ckpiz.info, 01.05.2018 10:56:36
Неликвиды газпром бурение


http://ckpiz.info/page/nelikvidi-gazprom-burenie/

.
Оцените материал:  
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:


Наши партнеры
Реклама