Деревянная повесть о тульском характере

Назад

29 апреля 2024 08:16

 0
Краеведение/Культура

Автор: Антон БЫЧКОВ

Фото: предоставлены И. Кошкиным

Привычный вроде бы элемент деревянной архитектуры — оконные наличники — можно назвать настоящими хранителями истории. Выполненные с применением элементов прорезной, накладной, плосковыемчатой, рельефной и даже скульптурной резьбы, они формируют цельную архитектурную среду там, где ещё можно найти уголки старой патриархальной Тулы времён Глеба Успенского или Викентия Вересаева.

От Заречья до Чулково

— Начало использования наличников в декорировании зданий нельзя отнести к какому-то конкретному периоду, они стали появляться с развитием зодчества как такового. В русской архитектуре наличники фигурируют уже на домах XV — XVI веков, а широкое распространение получили с расцветом стиля барокко в XVIII веке. В Тулу мода на наличники пришла лишь в начале XIX века, когда здания стали строить в стиле классицизма,— рассказывает Илья Кошкин, краевед, педагог и автор исторического блога об истории Тулы, выпустивший в прошлом году книгу «Тула — деревянная летопись» (в ней он проанализировал несколько сотен деревянных домов города с точки зрения развития градостроительства).

В массовом деревянном строительстве в Туле наличники появились к концу XIX — началу XX века. Образцы именно этого периода сохранились в городе до наших дней. Самые яркие примеры датируются 1900-ми годами: Тула в этот период — крупный промышленный центр, и состоятельные горожане используют наличники, чтобы подчеркнуть статус.

— В каждом городе наличники имели свои особенности, и Тула не исключение,— продолжает краевед.— Большинство сохранившихся образцов наследуют классические черты из каменной архитектуры: они имеют наборные колонки, широкие капители боковых колонн, массивные карнизы. Наличники такого типа встречаются в разных районах города, хотя даже тут есть свои особенности.

Например, в окрестностях улиц Свободы, Бундурина, Л. Толстого и Ф. Энгельса наличники имеют «дворянские» черты. Местные зажиточные горожане чаще всего перенимали мотивы украшения каменных зданий — классические пропорции и элементы декора, встречающиеся на особняках помещиков.

По другую сторону от проспекта Ленина, в окрестностях улиц Жуковского, Тургеневской и Пирогова наличники не отличаются чрезмерной роскошью, что соответствует основному типу горожан в этой местности — духовенство, интеллигенция, купечество. Мотивы декора более строгие, линии прямые, карнизы без массивных конструкций.

Совсем другая картина сложилась в Оружейной слободе, сегодня это Зареченский район. Заводские мастера любили украсить окна своих домов максимально пышно и ярко, следуя самым современным веяниям своего времени. Наравне с классическими формами здесь вполне реально встретить и русский стиль, и образцы эпохи эклектики.

Наконец, самым скромным декором характеризуются дома из Чулковской слободы — ныне это часть Пролетарского района, примыкающая к железной дороге и Упе. Жившие тут рабочие, ремесленники и мещане использовали лаконичные наличники без сложных сюжетов и форм. А то и вовсе никак не украшали окна, обрамляя их простыми досками.

наличник3.jpg

Змеи, солнце и… меандр

со временем традиция устанавливать наличники, помимо практического назначения, обрела ещё и сакральный смысл. Они не только скрывали огрехи при вставке окон, но и были своего рода оберегами: считалось — чем богаче резьба на наличниках, тем меньше шансов у злых духов нарушить счастье и благополучие живущей в доме семьи.

— В тульских наличниках постепенно оформились повторяющиеся образы, характерные и для других городов,— продолжает Илья Кошкин.— Например, часто встречаются змеи. Вероятно, это связано с тем, что в средней полосе в изобилии обитали ужи. И если поначалу, в 1880-х годах, изображения старались детально проработать и придать реальные черты, то ближе к началу XX века упростили до извилистых линий. Другой популярный элемент декора — солнце, символизирующее свет, жизнь и надежду. Поначалу его изображали в виде диска с лучами, но потом образ также стал более завуалированным и упрощённым, поэтому на более поздних наличниках не всегда можно понять, что мастер хотел показать светило.

Ещё одним распространённым элементом декора тульских наличников стал растительный орнамент. В основном им обрамляли боковые стойки, изображая всевозможные древа жизни, цветущий виноград и еловые ветки.

Куда более любопытный узор, который можно встретить в Туле,— меандр. Это один из самых древних и узнаваемых орнаментов в истории человечества. Он встречается в украшении древних храмов Палестины, жилых домов в Греции и триумфальных зданий в Риме. А ещё украшает роскошные дворцы во Франции, что немного роднит Тулу и Париж.

— Такое разнообразие образов хорошо показывает, что Тула была в первую очередь купеческим городом. В Калуге, например, преобладало мещанское население, и в наличниках там использовались чаще классические элементы из каменного строительства. В то же время где-нибудь во Владимире или Иваново наличники также сильно отличаются от тульских, в них больше заимствований из древнерусского храмового зодчества. Они более массивные, с высокими карнизами и большими подоконными досками (по-другому, фартуками). То есть отличить по фотографии тульский наличник от наличника из другого города достаточно просто, если немного углубиться в тему,— объясняет историк.

Музей под открытым небом

Говоря о ценности наличников для русской культуры, необходимо иметь в виду связь между украшением окон и характером жителей города. Собственно, исторически наличники так и воспринимались.

Разбогатевший оружейник сделает декор нарядным и броским, а вот ремесленник — простым и недорогим. Наследственный дворянин предпочтёт строгость и изысканность, а представитель духовенства украсит свои окна маковками, башенками и крестиками…

— Судя по всему, в городе работало несколько артелей. Они изготавливали типовые эскизы наличников, которые заказчик мог по желанию дополнять,— поясняет Илья Кошкин.— С другой стороны, в начале прошлого века была распространённой практика, когда разные архитектурные деревянные элементы покупались на рынке, а уже потом собственноручно устанавливались на наличники. То есть наличник собирали как конструктор — по вкусу самого домовладельца.

…Как бы то ни было, с каждым годом мы утрачиваем ту самую идентичность, которую подчёркивает деревянное зодчество. Старые дома разрушаются, горят, на их месте возводят современные каменные здания. Вместе с домами исчезают и наличники — то, что самым явным образом отражало дух и характер жителей старой Тулы.

Пока город ещё может похвастаться обилием деревянных украшений, целые кварталы привлекают краеведов, любителей старины и туристов. И только в наших силах сохранить это многообразие для потомков. Для кого-то это просто слова, а для кого-то повод действовать: волонтёры «Том Сойер Феста» за три года восстановили несколько деревянных домов, побудив туляков снова обратить внимание на то, что прямо в сердце родного города есть настоящий музей под открытым небом.

наличник1.jpg

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных